Система 5S одна из самых известных методик Бережливого производства. 5S считается "основополагающим" понятием системы LEAN, поскольку она определяет стабильность производимых операций, необходимую для создания и поддержки непрерывных усовершенствований.
5 составляющих системы 5S являются важными элементами в создании рабочей стабильности, необходимой для создания и поддержания процесса непрерывного улучшения, которым озадачены многие предприятия.
Главная цель заключается в создании чистой, упорядоченной и безопасной среды. Среды, где есть место для всего и все необходимое находится на своем месте.
Система 5S помогает сократить отходы, установить правила и дисциплину необходимые для поддержания и постоянного улучшения своего рабочего места. Многие компании начинают свою программу преобразования именно с 5S, потому что она достаточно быстро помогает устранить некоторые из видимых затрат, а также структурировать и упорядочить успешное следование другим инициативам непрерывного усовершенствования. Результы ее внедрения видны быстро
В основе системы лежат 5 принципов:
1. Сортировка
Первый шаг системы 5S заключается в определении того, что необходимо сохранить и от чего избавиться. Ненужные предметы помечают «красной меткой». Это делается путем сортировки всех инструментов и материалов на рабочих местах и хранения исключительно предметов первой необходимости. Все остальное удаляют из рабочей зоны, чтобы освободить рабочее место от помех и опасностей.
Для организации процесса вы можете использовать:
- Ярлыки или бирки – Пометьте красным ярлыком неиспользуемые изделия и хранить их в определенном месте, чтобы сотрудники могли отсортировать и взять все, что по-прежнему необходимо. Любые предметы, не использовавшиеся в течение пяти дней, должны быть утилизированы.
- Ленты для маркировки пола - Для обозначения зоны с предметами, помеченными «красными ярлыками», в которой сотрудники могут найти то, что будет выброшено через несколько дней.
- Бланки протокола с красным ярлыком – Для отслеживания запасов, которые хранятся определенный срок и выбрасываются.
- Фотокамеру – Для того, чтобы делать фотографии данной зоны «до и после». Это очень наглядный инструмент при всей своей простоте - увидеть произошедшие изменения на фотографиях!
Лайфхак! Сортировать можно с использованием следующих принципов:
- нужные всегда — материалы, которые используются в работе в данный момент;
- нужные иногда — материалы, которые могут использоваться в работе, но в данный момент не востребованы;
- ненужные — брак, неиспользуемые инструменты, тара, посторонние предметы.
2. Содержание в чистоте (систематическая уборка)
Устраняя пыль, мусор, убирая источники загрязнения, проводя проверки оборудования вы повышаете уровень безопасности и производительность конкретного участка. Ваши рабочие места будут выглядеть как новые! И сотрудники будут с радостью приходить на работу. Каждый день...
Вы можете использовать:
- Чистящие средства и хозяйственный инвентарь – Включая веники, совки, салфетки, обезжиривающие и чистящие средства для мытья разных поверхностей.
- Щит для инструментов с контурами и маркировкой – Для хранения инвентаря.
- Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – Включая перчатки и защитные очки, чтобы защитить сотрудников от опасных чистящих средств и мусора.
- Блокирующее оборудование – Для защиты работников от выпуска опасной энергии при выполнении очистки или технического обслуживания оборудования.
- Сорбенты в форме салфеток для периодической уборки и устранения проливов - Для повышения эффективности процесса и в случае сбора масляных и химических веществ.
Лайфхак! Соблюдение рабочего места в чистоте и опрятности. Порядок действий:
- разбить линию на зоны, создать схемы и карты с обозначением рабочих мест, мест расположения оборудования
- определить специальную группу, за которыми будет закреплена зона для уборки.
- определить время проведения уборки
3. Соблюдение порядка
Пришло время найти способы сокращения источники отходов и ошибок на вашем объекте и сделать его визуально более наглядным. Легко? Не совсем. Стоит ли оно того? Определенно! Вы должны сосредоточиться на:
Организации оборудования:
Разработке мер безопасности:
- Знаки безопасности – Для информирования сотрудников о любых опасностях на рабочем месте.
- Маркеры для труб – Для немедленного уведомления вас о том, что вам нужно знать о содержании труб, направлениях потока и уровне безопасности.
Создании процедур:
- Этикетки с указанием процедуры - Разместить информацию о процедурах не в папках, а на полу цехов! Где их видят сотрудники и могут использовать ежедневно.
- Знаки безопасности – Разместить необходимую информацию по технике безопасности непосредственно в точке необходимости, что приводит к снижению затрат на профессиональную подготовку и повышению уровня безопасности.
Установление стандартов качества продукта:
- Ленты для маркировки пола – Для отметки полос движения, мест хранения, продуктов, которые должны быть проверены, для обеспечения качества и многое другое.
- Калибровочные этикетки – Для быстрого обнаружения отклонений в давлении или температуре с первого взгляда.
Создание эффективного учета и подъемно-транспортного оборудования:
- Магнитные этикетки для маркировки материалов – Для маркировки и организации пространства рабочих столов, полок, стеллажей, контейнеров, шкафов и транспортной тары.
- Показатели минимального и максимального уровней – Для определения ситуаций излишков запасов и точек, в которых запас должен быть заказан повторно.
Лайфхак! Четыре правила расположения вещей, которые позволяют их быстро найти и использовать:
- на видном месте;
- легко взять;
- легко использовать;
- легко вернуть на место
4. Стандартизация процесса
Вы проделали хорошую работу, начав делать ваше рабочее место более бережливым. Теперь пришло время расширить свои усилия и создать практические приемы для сохранения данного стандарта компании. Это делается с помощью четких и последовательных функций и обязанностей, а также визуального контроля.
Вы можете использовать:
- Доску для планирования заданий – Визуализировать приказы о последовательности заказов и указать задержки по работы или пропущенные сроки.
- Графики и контрольные листы – Для показания того, какие сотрудники должны выполнять определенные задачи и когда эти задачи должны быть выполнены.
- Контрольная доска для отслеживания количества запасов – Контролировать использование запасов и обеспечить быстрое положение.
- Доски для оперативного бережливого менеджмента (УБМ) – Для отслеживания показателей и внедрения улучшений.
- Визуальные средства показания безопасного состояния – Как правило, для определения того, открыты или закрыты ли клапаны или воздушные насосы для предотвращения несчастных случаев.
5. Совершенствование (формирование привычки)
Не останавливайтесь сейчас! Вы сделали работу – теперь вам нужно сохранить ее результаты. Не останавливайтесь на достигнутом, дайте сотрудникам понять, что организация рабочего места является одним из главных приоритетов, и стремитесь к постоянному совершенствованию рабочего места.
Вы можете использовать:
- Свой собственный принтер, материалы для этикеток и программное обеспечение для создания этикеток – Создавайте знаки, ярлыки и ярлыки по мере необходимости.
- Графики линии поведения – Помогайте сотрудникам запомнить последовательности задач на основе стандартной диаграммы.
- Профилактические задачи технического обслуживания – Поддерживать предупредительные показания технического обслуживания в соответствии с маркировкой вибрации и точками ультразвукового датчика.
- Визуальные средства идентификации запасных частей – Для четкого определения правильных запасных частей.
- Уроки и этикетки, посвященные одному пункту – Помогайте сотрудникам помнить об иногда упускаемых или важных частях процедуры.